ГлавнаяИстория развития учреждения

История развития учреждения

МБУ ДО «Эколого-биологическая станция Урус-Мартановского района».

История и направление развития ЭБС.

Эколого-биологическая станция Урус-Мартановского района начала функционировать с октября 2000г., не имея своего постоянного места базирования и с 2005г. арендует частное домовладение. С этой даты ведется летопись работы коллектива.
Эколого-биологическая станция является однопрофильным учреждением дополнительного образования, имеющая организационно-правовой статус:
- договор с учредителем;
- устав;
- лицензию.

Основные направления образовательной деятельности.

При организации дополнительного образования детей в МБУ ДО ЭБС приоритетными являются следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком вида деятельности;
2. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
3. Ориентация на личностные интересы;
4. Единства обучения, воспитания развития;
5. Практико-деятельная основа образовательного процесса.
В целях обеспечения закона «Об образовании» составляется единое расписание занятий детских объединений.
Эколого-биологическая станция удовлетворяет познавательные потребности детей и их родителей, стремление расширить объем знаний, выходящих за рамки программы школьного образования по эколого-биологическому направлению.
Результаты образовательной деятельности эколого-биологической станции можно оценить по достижениям обучающихся и педагогов по направлениям дополнительной образовательной деятельности.

В 2015-2016 учебном году программой развития были определены приоритетные направления МБУ ДО ЭБС:
- сохранение и развитие дополнительного образования по всем имеющимся видам деятельности ЭБС;
- обеспечение доступности дополнительного экологического образования детей;
- поддержка и развитие творчества детей и юношества;
- разработка и внедрение дополнительных программ нового поколения, усовершенствование имеющихся образовательных программ;
- расширение банка нормативно-правовых документов, методических рекомендаций;
- повысить уровень подготовки педагогов через повышение квалификации педагогических работников.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема заинтересованности детей кружковой работой. Диагностика интересов детей, которая была проведена в течение учебного года и полученные данные, показали возможность положительной динамики развития учреждения.
Характеристика контингента обучающихся.
Анализ контингента обучающихся Эколого-биологической станции отражает стабильность интересов детей к занятиям в учреждении. Большое внимание уделено развитию сети кружков на базе школ района. Урус-Мартан - гимназия №5, СОШ № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; с. Мартан-чу - СОШ №1, 2; с. Алхазурово - СОШ №1; с. Гойты - СОШ №4, с. Рошни-чу - СОШ №2.
Деятельность эколого-биологической станции ориентирована на обучение, воспитание и развитие индивидуальных особенностей и образовательных запросов детей разных возрастных групп путем создания максимально благоприятных условий для творческого саморазвития, самореализации, полноценного удовлетворения каждым ребенком личных образовательных интересов.
За истекший 2015-2016 учебный год, на станции работало 24 человек из них:

- с высшим образованием - 17 чел.;
- н /высшим -1 чел.;
- ср / спец. - 5 чел.
- высшую квалификационную категорию имеют - 3 ч.
- первую квалификационною категорию имеют -4 ч.

За прошедший учебный год в ЭБС функционировало 24 объединений с охватом 720 обучающихся в возрасте от 10-17 лет, естественнонаучного направления.

Объединения базируются - в 13 школах района.

Программы объединений включали в себя теоретические и практические занятия направленные, на совершенствование умений, навыков, углубление знаний по биологическим дисциплинам, формирование экологического мышления детей с ориентацией на сознательный выбор профессии.
Педагоги ЭБС в своей работе использовали разнообразные формы проведения занятий: открытые занятия, выставки, фотоконкурсы, конкурсы рефератов, доклады. Возможности каждого занятия и мероприятия педагоги станции использовали для экологического образования и воспитания кружковцев.
Коллективом станции проведена большая работа по экологическому направлению воспитания подрастающего поколения:
За отчётный период с сентября 2015 по май 2016 года коллективом станции проведена целенаправленная работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения:
- месячник экологии «Сохраним жизнь на Земле».

В рамках месячника во всех объединениях школ района проведены
беседы:

«Природа в опасности»;
«Планета - наш общий дом!»
Воспитанники объединений «Юный цветовод», рук. Качалигова Зулихан Л., Ампукаева З.Х., Качалигова З.Л., Эльжуркаева З.М., Гилгаева Л.М., Яричева
Э.А. и руководителями объединений «Юный эколог» Вагапова Л.Д., Бакаев И.М., Авхадов С.З, Бакаев Исак М., Эдельханов И.М. участвовали в посадке деревьев на
школьных участках, где базирются их объединения, в количестве 120 штук деревьев, приуроченной к республиканской акции «Озеленим республику», посвященной 65-й годовщине со дня рождения Первого Президента ЧР, героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

В течении апреля месяца проводились субботники по уборке пришкольных участков, клумб.
-проведены экологические акции; «Поможем птицам зимой».
«Охрана, зимующих птиц»
В ходе всей акции работала мастерская «Кормушка»
Ребята своими руками строили кормушки для птиц, развешивали их на деревьях. В изготовлении кормушек школьники проявили безграничную фантазию: «Птичьи столовые» делали из пластика, дощечек, коробок и другого подручного материала. Благодаря горячим сердцам и добрым делам ребят- волонтеров, членов объединений пернатые будут регулярно получать корм. Думаем, что помогать птицам зимой и подкармливать их, станет доброй традицией наших воспитанников.

Акция «Скворечник».

В рамках данной акции во всех объединениях с 1 - 30 марта 2015 года проведены беседы на темы: «Знаем ли мы птиц?», «Птицы наши друзья», «Разорители гнезд - враги природы»
В ходе всей акции ребята своими руками строили домики для птиц. Но самое главное — это то, что строя скворечники, детям прививается любовь к животным, учим их бережно относиться к природе, кроме того в птичьем домике или другом искусственном укрытии могут поселиться животные из Красной книги, и мы, таким образом, поможем спасти биологические виды, которым грозит исчезновение. Вешать у жилья домики-скворечники — является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, не только оказывают неоценимую помощь для окружающей природы, но и радует нас, жителей своим видом и пением.
С целью изучения обобщения и распространения педагогического опыта в учреждении проводились открытые занятия, изучение педагогического опыта работы:
«Распространение плодов и семян» - октябрь, 2015г., педагог Дамаева М.Р.;
«Лесные угодья», ноябрь 2015г., педагог Вагапов Р.А.;
«Приметы зимы и ее особенности. Животные и растения в зимний период» - февраль 2016 г, педагог Авхадов С.З.; «Индикаторы растений» - февраль 2016г., педагог Вагапова Л.Д.;
«Слагаемые здоровья» - март 2016г., педагог Яричева Э.А.;
«Весенние первоцветы» - апрель 2016г., педагог Качалигова З.Л.
Посещены занятия, мероприятия молодых специалистов педагогами наставниками, так же администрацией, с целью оказания методической помощи по соблюдению требований ведения документации, по выполнению образовательных программ.
Внутристанционный контроль деятельности педагогов за 2015-2016 учебный год показал, что уровень преподавания по образовательным программам не у всех педагогов соответствует критериям качества ведения занятий, не всеми педагогами соблюдаются единые требования по ведению документации, это такие педагоги, как Качалигова Зулихан Л., Эльжуркаева З.М.
Педагогами дополнительного образования делается все, чтобы организовать досуг обучающихся, чтобы дети шли к нам с большим желанием получать новые знания по природе родного края, что бы обучающиеся знали Флору и Фауну Чеченской Республики.
Была претворена в жизнь летняя программа для реализации прав детей и подростков на оздоровление, полноценный отдых и досуг. Для выполнения этой программы были созданы группы оздоровления с июня по август 2016 года.
Основная цель программы «Летние каникулы - 2016» - это краеведческая- поисковая, физкультурно-оздоровительная, экологическая и трудовое. В этих группах принимали участие 360 обучающихся. Летние оздоровительные площадки работали по трем новым программам: «Солнышко», «Здравствуй, лето!», «Спортландия», каждая из которых была рассчитана на десять дней за I смену. Таким образом, один педагог занимался в три смены с охватом детей не менее 15 за I смену. Необходимый спорт инвентарь для работы площадок был приобретён администрацией и роздан каждому педагогу. За каждый проработанный день на площадке составлялся фото отчет с кратким описанием проделанной работы для МОиН и РЭБЦ.
Педагоги совершали со своими группами интересные, увлекательные экскурсии и поездки по достопримечательностям ЧР. Это: экскурсия в краеведческий музей под открытым небом в «Серий-тог 1 и», «Д1онди-юрт», поездки в Дендросад, который расположен при въезде в Черноречье, старый Дендросад, который расположен в Заводском районе г. Грозного, на территории которого располагается Республиканский эколого-биологический Центр.

Цель и задачи на 2016-2017 уч. год.

Целевыми установками образовательного процесса является:
- развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления;
- адаптации ребенка к жизни в социуме, его самореализации;
- развитие мотивации экологического образования обучающихся. Реализуемые задачи:
Образовательные - расширение и улучшение знаний обучающихся; Воспитательные - формирование ценностных ориентации, духовно¬нравственное воспитание, воспитание любви и уважения к Родине, труду, людям труда, воспитание таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность.
Развивающие - развитие творческого потенциала обучающихся, исследовательских навыков, умения пользоваться специальной литературой.
Учебный план МБУ ДО ЭБС определяет максимально возможную нагрузку для детей разного возраста, связанную с их физиологическими возможностями и занятостью в общеобразовательных учреждениях.
Совершенствование работы педагогического коллектива по обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания обучающихся:
- сохранить и расширить сеть объединений дополнительного образования на базе образовательных учреждений, охватить разнообразными видами и формами учебно-воспитательного процесса не менее 730 обучающихся;
- совершенствовать воспитательную систему учреждения;
- продолжить работу по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
- продолжить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствовать работу по внедрению новых технологий воспитания;
- совершенствовать работу по духовно-нравственному воспитанию;
- повысить качество образования в объединениях, повысить значимость обучения.
Совершенствование работы администрации по вопросам руководства и контроля:
- совершенствовать систему диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности обучающихся и педагогов;
- совершенствовать критерии результативности работы педагога дополнительного образования и системы мониторинга такой работы;
- своевременно обеспечивать педагогов информацией по вопросам дополнительного образования школьников;
- информировать о материалах квалификационных районных и республиканских семинаров.
- совершенствование материально-технической базы учреждения, финансово-экономической, хозяйственной деятельности:
- провести косметический ремонт помещений.

2. Учебно-воспитательная работа.

Главное в профессиональной работе это дать возможность попробовать свои силы и знания на практике, найти себя в работе, для воспитания этих качеств коллективу ЭБС в 2016-2017 учебном году предстоит провести следующие мероприятия:

1. Организовать в трудовых объединениях кооперативное движение школьников под девизом - «Мой труд вливается в труд моей Родины!».
2. Во всех населенных пунктах при создании безопасных условий и стабилизации обстановки в Республике за школами закрепить и организовать охрану уникальных природных уголков: лесополос, заброшенных старых садов, парков, аллей и т.д.
3. Провести диспуты на тему - «Твой личный вклад в восстановление разрушенной войной экономики Республики».
4. Способствовать созданию школьных кооперативов и малых предприятий.
5. Организовать летние спортивные площадки «Лето 2017 г. с 10 июня».
6. Организовать районные конкурсы юных друзей природы с дальнейшим принятием участия в республиканских конкурсах.
7. Активизировать и совершенствовать работу «Экологической тропы» на базе Мартан-Чу СОШ №2.
8. Организовать в школах природоохранную работу юннатов-инструкторов и провести итоговый фестиваль экологов «Родная природа».

Повышение квалификации педагогических кадров.

а). Отслеживание курсовой системы повышения квалификации согласно заявке:
1. посещение годичных курсов ЧИПКРО согласно графика, утвержденного администрацией ЭБС;
2. посещение конференций, научно-методических семинаров, тематических консультаций, занятий учителей-новаторов и творчески работающих педагогов района в течение года;
3. изучение и внедрение передового педагогического опыта в практику МБУ ДО ЭБС - в течение года;
4. посещение занятий педагогов для оказания им методической помощи - в течение года;
5. посещение педсоветов, совещаний, заседаний - в течение года;
6. комплектование курсовой системы повышения квалификации на следующий учебный год - апрель;
7. оформление заявки на курсовое повышение квалификации и аттестацию педагогов на повышенные категории - апрель
.б). Участие сотрудников МБУ ДО ЭБС в районных методических объединениях - по плану ДО;

в). Курсы, семинары, организованные РЭБЦ согласно республиканскому сборнику мероприятий;
г). Разработка и создание дидактических материалов - в течение года